Библиотека-ЦАИУ/ 16 сентября, 2024/ Новости

Уважаемые соотечественники!

Уважаемые депутаты и члены правительства!

Поздравляю всех с открытием очередной сессии парламента! В этом году мы вступили в новый этап. Наш народ на общенациональном референдуме поддержал курс политической модернизации. Конституционная реформа стала важнейшим шагом на пути создания нового, справедливого Казахстана. Политическая модернизация в стране теперь должна перерасти в экономические изменения. Мы кардинально меняем отношения “гражданин-бизнес-государство”. Государство, прежде всего, дает всем равные возможности и устанавливает справедливость. Гарантирует высокий уровень деятельности на благо общества. Оказываем поддержку социально уязвимым слоям населения. Помогаем и людям с ограниченными возможностями. Назначается Омбудсмен при президенте. Государство поддерживает экономическую свободу. Но, максимально защищает население от влияния нестабильности рынка. Максимально развивает малый и средний бизнес. Теперь остановлюсь на конкретных ориентирах реформ. ПЕРВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. Мы хорошо знаем проблемы, накопленные в нашей экономике. Например, мы все еще зависим от сырья. Низкая производительность труда, недостаточные инновации. Не все люди видят благо национального успеха. Конечно, все это-серьезные проблемы. Но есть определенные способы решить эту проблему. В частности, это обеспечение макроэкономической стабильности, диверсификация и цифровизация экономики. Также развитие малого и среднего бизнеса и человеческого капитала, установление верховенства закона. Поэтому, безусловно, необходимы новые подходы. Основная цель нашей экономической политики не меняется. Его суть-повышение благосостояния населения в качественном и инклюзивном плане. Основными приоритетами нашей новой экономической ориентации являются:
  • стимулирование частных предпринимательских инициатив, т. е. отказ от государственного капитализма и чрезмерного вмешательства государства в экономику;
  • развивать конкуренцию, то есть давать всем равные возможности;
  • также справедливое распределение национального дохода.
Все это требует решения ряда важных неотложных задач. Первый. Административное регулирование цен снижает инвестиционную привлекательность целых отраслей. Это также создает дефицит товаров и делает страну зависимой от импорта. Поэтому от вмешательства государства в дело ценообразования следует постепенно отказаться. Только рынки без конкурентной среды остаются прежними. Тарифы монополистов будут находиться под строгим контролем. Но контроль-это не то же самое, что неуместное давление. Сегодня все чаще государственные органы, в том числе силовые структуры, массово приступают к проверке бизнеса и требуют снижения цен и тарифов. Такие действия, которые должны быть совершены для курятника, должны быть прекращены. Важно соблюдать баланс между необходимостью ограничения доходов монополии и обеспечением инвестиций в инфраструктуру. В стране изношены две трети линий электроснабжения, 57 процентов тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. Вот и все. Принудительное удержание тарифов в конечном итоге приведет к тому, что все это будет поочередно отключено и возникнут различные аварийные ситуации. Вследствие этого возникает угроза здоровью и жизни граждан. На монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике «обмен тарифа на инвестиции». Необходимо снизить уровень износа сетей и источников питания не менее чем на 15 процентов. Тариф предоставляется за инвестиции в инфраструктуру и участие в системе государственного мониторинга обеспечения прозрачности. Собственник должен вкладывать значительную часть инвестиций не за счет тарифа, а за счет собственных средств. Для внедрения инноваций целесообразно разработать эффективные стимулирующие меры. Также необходимо разрешить перераспределение части расходов в рамках тарифной сметы и сохранение определенной части дохода. Необходимо постепенно отказаться от перекрестного субсидирования тарифов, то есть от способа повышения цен для других с целью поддержания цен для одних потребителей. Второй. Для дальнейшей демонополизации экономики необходимо принятие конкретных институциональных решений. Понятие» Конгломерат ” следует определять законодательно. Взаимосвязанные субъекты рынка обязаны получить разрешение на консолидацию своего экономического потенциала в одном месте. Все их сделки, включая соглашения, заключенные по признакам применения цен, не свойственных рынку, должны быть тщательно проверены. Деятельность единых операторов негативно влияет на развитие рыночной экономики. Поэтому стоит привести этот институт в порядок. Действующих операторов необходимо передать в конкурентную среду или признать монополистами и регулировать деятельность в рамках специального антимонопольного права. Третий. Устойчивый рост экономики напрямую связан с тем, что налоговая политика проводится таким образом, чтобы она была понятной и предсказуемой. Для возобновления дела фискального регулирования в 2023 году будет разработан новый Налоговый кодекс. Вопрос налогового администрирования, который является наиболее проблемным из них, должен быть переписан. Также необходимо полностью оцифровать деятельность налогового контроля, чтобы в ходе работы не было встреч лицом к лицу. Еще один приоритет-повышение эффективности мер налогового стимулирования. Для этого целесообразно перейти на дифференцированные налоговые ставки в различных отраслях экономики. Необходимо внедрить способ снижения или освобождения от корпоративного подоходного налога на часть прибыли, затраченную на технологическую модернизацию и научные разработки. Чтобы уменьшить тягу налогоплательщиков к уклонению от уплаты налогов, необходимо упростить специальные налоговые режимы. Вопрос недопущения преднамеренного демонтажа организаций в целях снижения налоговой нагрузки должен быть рассмотрен в новом кодексе. Для современного развития торговли необходимо расширить сферу применения налога на розничную торговлю с разумной ставкой и простыми процедурами. В рамках налоговой реформы целесообразно ввести «налог на роскошь». Это не относится к среднему классу, этот налог взимается только при покупке более дорогой недвижимости и автомобиля. Отдельно остановлюсь на вопросе сборов, взимаемых при покупке автомобиля. Всем известны проблемы с автомобилями, привезенными из стран ближнего зарубежья. Такие автомобили, которые остаются вне закона, представляют угрозу общественной безопасности. Необходимо принять решительные меры, чтобы заблокировать все уловки, которые может принести нелегальный транспорт. А до 1 сентября этого года ситуация с автомобилями, ввезенными в страну, должна быть урегулирована. В целях их легализации предлагаю всем получать единовременный и единовременный сбор, не превышающий 200-250 тыс. тенге за утилизацию и первичную регистрацию. Это мера только в отношении автомобилей, которые не подвергались розыску и прошли таможенные процедуры. Четвертый. Эффективность налоговой политики тесно связана с прозрачностью таможенной работы. Важно завершить дело по полной интеграции информационных систем в налоговой и таможенной сфере. Следующая проблема. Слишком много проверяющих. Известно, что они оказали негативное влияние. Поэтому необходимо внедрить интегрированный в границу подход таможенного контроля. Центры таможенного оформления должны работать по принципу» одного окна”. Пятый. Мы не должны забывать, что необходимо» двигаться к одеялу”. Будет проведена реформа бюджетной политики. Нам нужно нажать на конечный результат. Бюджетным кодексом утверждаются предельные нормативы. Его обязательно нужно придерживаться при планировании и исполнении бюджета. Неэффективное расходование средств Национального фонда прекращается. Это очень актуальный вопрос. Мы тратим средства фонда на развитие столь необходимой инфраструктуры и финансирование проектов, имеющих большое значение для нашей страны. Необходимо максимально упростить бюджетные процессы. Необходимо дать возможность госорганам оставить неосвоенные средства на следующий год. Тем самым они избавляются от неэффективного порядка возврата денег в бюджет. Вместе с тем, необходимо запустить систему управления рисками в отношении бюджета.Эта система также должна охватывать квазигосударственный сектор. Мы начали отдавать налоговые поступления самим регионам. Эту работу нужно продолжать. Эффективно реализуется проект “бюджет с участием населения”. Необходимо расширить ее масштабы и привлечь к проекту города районного значения и села. Где будет израсходовано не менее 10 процентов средств жилищно-коммунального хозяйства, должно определить само общество. Для эффективной реализации указанных вопросов необходимо принять новый Бюджетный кодекс. Шестой. Системная поддержка предпринимательства. В этой работе все должно быть настроено с самого начала. Задача не выполняется уже два года. Нет ничего лучше, чем снова и снова исправлять сотни или даже тысячи законодательных документов и инструкций. Вместо этого стоит установить новые правила, которые будут компактными и понятными. Такой подход необходимо полностью внедрить с 1 января 2024 года. Следующая проблема. При финансовой поддержке государство уделяет особое внимание конкурентоспособным представителям малого и среднего бизнеса. Поддерживаются предприятия, увеличившие фонд оплаты труда и увеличившие налоговые платежи. Это-основное требование. Кроме того, будет внедрена автоматическая система определения представителей бизнеса, получающих помощь от государства. Будет создана совершенно новая система государственных закупок. В центре внимания будет не только низкая цена, но и качество товаров и услуг. Необходимо перевести государственные и квазигосударственные закупки на единую платформу. Для реализации всего этого должен быть принят новый закон «О государственных закупках». Седьмой. Необходимо перейти к новой модели государственно-частного партнерства. Сейчас многие проекты стали мишенью некоторых предпринимателей и чиновников. Контракты должны заключаться на открытой и конкурсной основе. С этой целью необходимо принять соответствующий закон. Восьмой. Дефицит кредитных ресурсов становится серьезной проблемой для отечественного бизнеса.
Поделиться этой записью